Перевести страницу

Столетний парусник на дне Байкала

«Действительность почти всегда опережает воображение…»

К.Э. Циолковский.


      Никто из нас и предположить не мог, что мы его найдем, искали мы совсем другое, и вдруг – столетний парусник… Но давайте по порядку. Одной из целей работы дайв-центра «Три Измерения-Байкал» мы видим исследовательские погружения в Байкале. Краеведческая составляющая неоспоримо ценна и в плане личного развития – узнаешь интересные подробности истории своей малой Родины, –  и с точки зрения совершенствования дайверских навыков – во время осмотра территории в поиске артефактов как никогда ювелирно шлифуется и работа в паре, и индивидуальные умения и навыки погружений.


      В начале июня 2008 года мы запланировали краеведческую дайв-экспедицию на Кругобайкальскую железную дорогу. Кругобайкалка по праву именуется «золотой пряжкой Транссиба» и не только потому, что в свое время ее строительство стало государственной казне «в копеечку» (составляя примерно одну девяностую часть пути, она потребовала одну двадцатую часть расходов на строительство (строительство галерей, прокладка тоннелей, укрепление скалистых участков гор, нависающих над полотном). Мы надеялись найти места сходов железнодорожных составов, а если повезет, и сами составы на дне Байкала. Провели предварительные консультации с историками Иркутского государственного университета путей сообщения, определили ориентировочные места крупных крушений, и, полные больших надежд на успех, отправились в экспедицию.После двух дней погружений стало ясно, что даже следы крушений будет найти очень трудно, поскольку кругом были вертикальные стены, уходящие в бездну. В некоторых местах стенки подходили к берегу на 3-4 метра. Тем не менее, нам удалось обнаружить и поднять некоторые фрагменты паровоза и вагона, потерпевшие крушение в первые годы эксплуатации Кругобайкалки.


    Пятый день погружений не предвещал неожиданностей: погода была хорошей, море – спокойным. После брифинга участники разделились на две группы: одна группа делала учебные погружения с берега, другая должна была уйти на «Зодиаке» и обследовать еще неизвестный участок побережья. Уходили тройкой, один оставался в лодке. Было решено обследовать часть дна на глубине 35-40 метров и на обратном пути участок 10-15 метров. Обстоятельства сложились так, что вместо запланированного вертикального спуска группа шла по диагонали (у старшего группы одно ухо не хотело продуваться): обыкновенный крутой склон, красивые скалы, глубина 30 метров – все гармонично, как и должно быть в природе. Старший группы поднимает голову вверх и понимает, что есть что-то, что не вписывается в эту гармонию. Темный силуэт – большой и совершенно неожиданный. Сомнений нет: это корабль. Возможно, по морским меркам, это маленькая лодка. Данные обследования: длина – 16 метров, максимальная ширина – 5 метров, высота борта – 4 метра. В правом борту обнаружена пробоина диаметром около 50 см. Скорее всего, это рыбацкий бот, затонувший во время шторма. Собран без гвоздей, на деревянных замках. Шпонгоуты вырублены топором. Корма частично разрушена, сохранился элемент рулевого устройства. Внутренняя часть корабля частично заилена. Под слоем ила обнаружена трехгранная бутылка из-под уксуса, предположительно образца конца XIX века. На сегодняшний день это единственный корабль, обнаруженный на Байкале. В ближайшее время мы планируем провести его видеосъемку и более тщательное обследование. Сколько еще открытий чудных готовит нам Байкал-батюшка?


Нет комментариев Добавить комментарий