Поездка в Монголию на озеро Хубсугул

       Об этой поездке много раз говорили и пару раз даже собирались, но всегда что то останавливало. Младший брат Байкала, ну что там может удивить нас, людей живуших и ныряющих на самом большом брате.

       Произошло все спонтанно и второпях, как обычно и бывает, когда долго к чему то готовишься. Нас банально попросили найти утонувший бензовоз. Планировалось 2-3 погружения под лед. Взяли 2 спарки, 2 азимута, катушки, веревки и т.д.

   Дорога от Иркутска до Монд (это гос. граница) около 300 км. Но, какие это километры - едешь и наслаждаешься. Саянские горы и предгорья, равнины – абсолютно дикие и красивейшие места. Горные реки стоящие во льду и мраморные скалы по берегам. Какая там Швейцария и Италия с ее Альпами – отдыхают они. Единственное, что, конечно, уже и не удивляет – это отношение родины ко всему этому. Не ценим, а отсюда почти полное отсутствие баз и инфраструктуры.

   Государственная граница не удивила - убогий домик, замерзшие погранцы и всегда чего-то ищущие таможенники. Спросил – чего можно найти зимой у двух выезжающих из России в Моголию водолазов. Зачем спросил – проверяли 2 часа. Для сравнения: на въезде и выезде монголы потратили на нас 10 минут туда и 10 минут обратно. Здание погранслужбы и таможни Монголии сделано основательно и для людей. Хотя население Монголии 2 млн.400 тыс., а вот скота у них 42 млн. голов. А у нас я уже и не знаю кого больше.

     Как только попадаешь на территорию Монголии, природа резко меняется. Саянские горы уходят вправо, а ты попадаешь на равнину, которая через 20 минут езды по ухабам и направлениям упирается в гигантское озеро. Это действительно маленький Байкал. Один берег крутой и подперт высоченными горами, противоположный пологий и только там есть подобие дорог. Лед абсолютно чистый и какого-то голубого цвета, на многие километры только он, в сумерках кажется, что его и нет вовсе. Поселок Ханх – место нашего базирования, очень много юрт и деревянных домиков, по улицам гуляют монголы одетые в национальные одежды. Одеваются надо сказать прикольно – длинные халаты, меховые сапоги с загнутыми вверх носками и шапки ушанки. На фоне этой «дичи», абсолютно нереально выглядит каток на льду, по которому катается десятка два детей. Видимо здесь смотрят наш « Ледниковый период». По улицам и просто везде гуляет много скота, он мягко говоря отличается от наших буренок. Местные больше похожи на яков или буйволов каких то.

    Встретили нас хорошо, разместили в юрте. Юрта – это сооружение, в нашем случае, 8 метров в диаметре, полы деревянные, деревянные кровати, в центре печка буржуйка, под потолком - лампочка. Всю снарягу разместили также в юрте.

   Вечером пригласили на ужин, тоже в юрту. Длинный стол, лампочка под потолком, лавочки. Что такое монгольская кухня, я так до конца и не понял. Видимо, ее просто нет как таковой. Да, они жарят и варят мясо и, добавляют в него картошку,гречку или макароны. Монголы не занимаются сельским хозяйством, только пасут скот и на него же меняют сельхозпродукцию. Даже популярная у нас картошка, там редкость. Позже мои домыслы подтвердились, каши и картошка – это для нас туземцев. На диком стойбище, в доме пастухов я видел только жаренное мясо и самодельные хлебные лепешки. Водка местная есть и довольно неплохая, правда всего 38 градусов.

    За ужином выяснились подробности нашего завтрашнего путешествия. До места погружения предстояло ехать по льду 70 км, там как бы должна быть вешка над местом утопления несчастного бензовоза – все это со слов монголов и слова эти все более настораживали. Мы начинали осознавать, что никто ничего точно не знает. Глубина варьировалась от 100 до 20 метров. Также местные аборигены предполагали, что под водой озеро просматривается от берега до берега, а это километров 160. Мы их разочаровали . Договорились выдвигаться в 9 утра.

    В юрте занялись подготовкой снаряжения, были крайне удивлены показаниям кислородного анализатора, он показывал 18% кислорода в атмосфере, думали сломался прибор и только по приезду домой поняли, что анализатор ни при чем, там действительно мало кислорода.

    Выдвинулись в 10.30, ожидаемо. Лед абсолютно гладкий и прозрачный, ехать по нему еще то приключение. Колеса автомобиля не цепляются за лед, при попытке тормозить авто едет само по себе и это слегка напрягает. По правилам передвижения по льду скорость лучше ограничивать 40-50 км/ч и дистанцию между машинами увеличивать, чтобы успеть остановиться до трещины или промоины. На Хубсугуле это правило не работало, при попытке тормозить на 40 километрах машина начинала крутиться и двигаться хаотично еще метров 200. Расстояние в 70 километров пошли за 3 часа.

    Обозначенное вешками место оказалось напротив стоянки пастухов и домика местного егеря. В нем было тепло и тесно, стояло вдоль стен пять кроватей и на печке жарилось мясо. Попили чая и двинулись навстречу подвигу.

    Погода не радовала, - 17 и ветер 20 метров в секунду. Также выяснилось, что команда сопровождения (монголы и два русских) не умеют и не очень хотят делать майну. Делать ее пришлось практически вдвоем, убили на это занятие 4 часа и свои силы. Сказалась нехватка кислорода. Лед прозрачный, толстый 120см и стоять на нем невозможно . Первый раз в жизни видел ,как ветер катит по льду свинцовый груз в 2 кг. Замерили глубину в нескольких точках, чтобы выяснить уклон дна и метраж соответственно. Оказалась плоскотина на 27 метрах.

     О самом погружении можно написать отдельную статью. Замерзло все, под водой это все оттаяли дыханием. Вода +1, видимость 4-5 метров. Страхующий на поверхности человек просто отпустил веревку и мы с ужасом увидели плывущий за нами фал. На спине волосы начали пробивать ростки. Все таки богата Россия идиотами – это я про нас, в первую очередь. Взяли по привычке ходовую катушку, ее разматывали с самого начала на всякий случай - помогло. Ничего не нашли, предсказуемо. Подбадривало то, что для монголов мы были вроде космонавтов, от этого мы делали серьезные и умные лица, подолгу задумчиво смотрели на снаряжение. На выходе все оборудование встало вновь колом, пришлось в нем ехать на стойбище и там переодеваться.

     Дорога обратно по ночи – страшно, скользко и красиво. Вечером – водка, мясо, много бестолковых разговоров и поутру отъезд домой, слава богу.

     На обратном путь наслаждались красотами нашей необъятной родины, опять ругали чиновников и всех подряд. А потом сошлись на мнении, что может быть вся прелесть России вот в таком вот разгильдяйстве, неустроенности и полной дичи.

Нет комментариев Добавить комментарий